Приговор прокомментировали в СПЧ, а также адвокат осужденных.
Решением военного суда были приговорены к шести годам колонии по уголовному делу о публичном оправдании терроризма режиссер Евгения Беркович* и драматург Светлана Петрийчук*, передает ТАСС.
Таким образом суд удовлетворил ходатайство гособвинения с требованием приговорить подсудимых к 6 годам заключения. Помимо этого прокурор требовал наложить запрет на администрирование сайтов, что также было удовлетворено судом.
Отбывать наказание они будут в колонии общего режима. Также в счет наказания будут учтено и время пребывания осужденных в СИЗО с момента задержания и последующего ареста (с 4 мая 2023 года) по настоящее время по схеме день к одному.
В результате право на УДО они получат только в 2026 году.
Примечательно, что Беркович* и Петрийчук* настаивали на своей невиновности и намерены обжаловать приговор. Их адвокат Ксения Карпинская назвала приговор незаконным и несправедливым.
«Эти девушки абсолютно невиновны… Конечно, у нас нет выхода, и мы будем обжаловать [приговор]. Но я считаю, что те люди, которые причастны к этому решению, они будут с этим жить. И возможно, когда-нибудь справедливость восторжествует», — заявила у здания суда Карпинская.
Беркович* неоднократно подчеркивала, что постановка пьесы «Финист — Ясный Сокол» несет в себе «профилактику терроризму», а Петрийчук* обратила внимание, что никакого оправдания терроризма там нет, скорее его изобличения, а сама пьеса имеет несчастливый финал.
«Я никогда не разделяла никаких форм ислама: ни радикальных, ни каких других. Я испытываю уважение к религии ислама, к террористам я не испытываю ничего кроме осуждения и отвращения… Я никогда не носила хиджаб. Я состою в светском браке с нерелигиозным мужчиной. Я ем свинину, фотографируюсь на пляже… Невозможно при всем вышесказанном быть исламисткой», — заявила Беркович* в ходе заседания суда.
Напомним, пьеса «Финист — Ясный Сокол» была написана Беркович в 2019 году и рассказывает историю о некой Марьюшке, которая в трудных жизненных ситуациях ищет женское счастье через соцсети. Именно там она знакомится с сирийцем, влюбляется и намеревается выехать из России к нему. В итоге мужчина оказывается террористом, а саму Марьюшку приговаривают к 7 годам заключения.
Эта пьеса затем была поставлена и игралась во многих театрах и фестивалях. Кроме того она получала ряд наград, в том числе и «Золотую маску» за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.
Образ Марьюшки является собирательным и основан на реальный уголовных делах женщин, которые фактически связывали свои жизни с террористами ИГИЛ**.
Уголовное дело было возбуждено только в мае 2023 года со ссылкой на экспертизу спектакля от МГЛУ. И это при том, что в июне 2023 году Центр судебной экспертизы при Минюсте РФ признал деструктологию не наукой, а потому и экспертиза не может ложиться в основу доказательств.
Многие известные актеры и медийные личности выступали в защиты режиссера и сценариста, подчеркивая, что на иждивении Беркович* находятся две бабушки и двое приемных дочерей, а на иждивение Петрийчук* дочь.
Однако гособвинение настаивало, что Петрийчук* разделяет «крайне агрессивные идеологии ислама» и сформировала для себя положительное мнение об ИГИЛ**.
У Беркович*, по версии обвинения, в наличие «идеологические убеждения, связанные с оправданием и пропагандой терроризма». Более того, именно она проявила инициативу и обратилась к Петрийчук* сделать постановку спектакля, тем самым вступив в «предварительный преступный сговор», распределив роли.
В ходе слушаний (проходили как открыто, так и закрыто) были заслушаны свидетели с обеих сторон, в том числе и эксперты. Последние выразили уверенность, что трактовка произведения как пропаганда терроризма, по их мнению, в корне не верна.
Приговор Беркович* и Петрийчук* вызвал бурю эмоций в театральной среде и не только. Так актриса Юлия Пересильд считает решение суда очень жестоким.
«У девочек дети. В год семьи чудовищно оставить детей сиротами. Я очень надеюсь, что приговор будет пересмотрен», — заявила она в интервью РБК.
Подобное мнение высказал и худрук Александринского театра Валерий Фокин.
Член СПЧ Ева Меркачева в комментарии «Газете.Ru» назвала этот приговор «очень жестоким», поскольку обычно по данной статье приговор значительно меньше, в особенности с учетом, что ранее подсудимые не привлекались и никак не были связаны с криминалом.
«Это означает, что им дали эти сроки исключительно за спектакль, который был отмечен российскими наградами. Награды не отобрали. Все те люди, которые награды вручали, оценивали — они не отказались от своего мнения. И они не признаны террористами, слава Богу», — считает Меркачева.
Ранее Topnews писал, что во время судебного заседания Беркович* и Петрийчук* допрошен секретный свидетель «Никита».
*внесены в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга
**запрещенная в России террористическая организация